Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 12"

Главная
Новости
Нормативные документы
Официальные документы bus.gov.ru
Образование
Педагогический состав
Аттестация педагогических работников
Воспитательная работа
Методическая копилка
Государственная итоговая аттестация
Антитеррор
Доступная среда
ГТО
Школа юного журналиста
Мероприятия
Классы казачьей направленности
Презентации
Школьный музей
Полезные ссылки
Страничка доверия
Противодействие коррупции
Контакты

«В защиту незаслуженно гонимых»

Заключительный  урок по теме « ЗЕМНОВОДНЫЕ»

Альфред Брем : «Издревле и до наших дней  ни одно семейство животных не вызывало в людях такого всеобщего отвращения, ни одно не преследовалось столь беспощадно, но и столь несправедливо, как семейство жаб…»
 
   
Цели: Расширить знания по теме,выяснить значение земноводных  на основе изученного материала.
 
Задача обучения: к концу урока учащиеся должны знать значение амфибий,связывая его со строением и поведением.
 
Задачи развития: развитие познавательного интереса через реализацию межпредметных связей, этимологию терминов;дальнейшее развитие мышления посредством решения проблемных задач,ответов на проблемные вопросы.
 
Задачи воспитания: экологическое воспитание.
Формы работы: а) парная(актуализация знаний);
б)общеклассная(эвристическая беседа);
в)индивидуальная(закрепление).
 
Методы: словесные(эвристическая беседа с элементами самостоятельной  работы), наглядно-образные(иллюстрации), ТСО.
 
Организация деятельности на уроке: развивающее повторение (актуализация знаний); изучение нового материала; рефлексия.
Выявление уровня усвоения нового материала:  
разделить перечисленные значения на положительные и отрицательные .
   
Ход урока: ЗЕМНОВОДНЫЕ.Даже ваша реакция на это слово свидетельствует о том, что это необычные животные.У одних онивызывают брезгливость, другие их безжалостно истребляют.Их преследуют и дети, и взрослые. Я беру на себя задачу  защитить земноводных, оправдать их в глазах людей.
За что же люди не любят лягушек и им подобных?
Давайте перечислим ассоциации которые возникают у нас при соприкосновении с этими животными:
скользкие
холодные
страшные
мерзкие
неожиданно прыгают
из-за них бывают бородавки.
 
 

А ЧТО МЫ О НИХ ЗНАЕМ ?

  ЗЕМНОВОДНЫЕ
(2800 видов)
 
Бесхвостые Хвостатые Безногие
лягушки, жабы,
жерлянки
тритоны,
саламандры
червяги

Земноводные были пионерами во всём, что касалось жизни в воздушной среде, на суше.
Среда обитания- комплекс окружающих условий.
   
  АМФИБИИ – ДВОЯКОДЫШАЩИЕ.
Характеристика
Среды обитания
Вода Суша
1.Плотность среды Высокая Невысокая
2.Доступность  О2 Количество О2-невелико и может существенно меняться в зависимости от условий О2-составная часть воздуха,его количество постоянно, а доступность неограниченна
3.Вес тела в среде Сила тяжести уравновешивается архимедовой силой Вес тела определяется силой тяжести
4.Испарения с поверхности тела Испарения нет, избыток влаги Существенное испарение,особенно при высокой темпиратуре
5.Темпиратурный режим Колебания t0в ограниченных пределах Существенные колебания t0 как в течение суток,так и в разные сезоны года
6.Прозрачность среды(видимость) Небольшая Большая
 
ТЕСТ
1. На приспособленность лягушки к обитанию в воде указывает:
  а) короткое тело лишенное хвоста;
б) заострённая клиновидная голова;
в) перепонка на задних конечностях.
2. На приспособленность лягушки к наземному образу жизни указывает:

  а)широкое туловище;
б)наличие конечностей;
в)клиновидная голова.
3.Слизь,выделяемая кожными железами,предохраняет от высыхания.Кроме того слизь:
  а)помогает добывать пищу;
б)помогает передвигаться в воде;
в)защищает организм от бактерий.
4.У земноводных есть подвижные веки.Это является:
  а)приспособлением к жизни в воде;
б)признаком хорошего зрения;
в)приспособлением к наземному образу жизни.
5.Долго находясь под водой,лягушка не погибает,хотя у неё и нет жабр,потому что:
  а)органом дыхания у лягушки является кожа, богатая кровеносными сосудами;
б)расходует запас воздуха,находящийся в лёгких;
в)жизненные процессы в организме резко понижаются.
6.При движении лягушки основную роль играет:
  а)передняя пара ног;
б)задняя пара ног;
в)обе пары ног.
7.При движении в воде:
  а)плавает вперёд,отталкиваясь задними лапами;
б)задние конечности обеспечивают всплытие ;
в)задние конечности управляют положением тела в воде.
   
Как дышат земноводные,почему они получили такое название?
При помощи лёгких: воздух при помощи ротового дна нагнетается в ноздри(хоаны). Такой способ дыхания, из-за  отсутствия грудной клетки.
 
Посредством кожи в воде: лишённые кожного дыхания, живут около 3-4 дней,тогда как лишённые лёгочного 20-40 дней.
При  t° +25-30° совершают-110-120 дыхательных движений;
t° 25 +15° 76 движений;
t° +5 оцепенение.
+40° 32 движения- гибель !
Сколько лет живут амфибии?
Травяные лягушки  - 16-18 лет.
Квакши                     -22 года.
Тритоны                   -30 лет.
Серые жабы             -36 лет.
Саламандры             - 43 года.

Амфибии первыми из наземных животных приобрели голосовой аппарат. Кому-то они мешают спать, кого-то наво дят на размышления о смысле жизни.А по разнообразию голо сов лягушки могут соперничать с птицами.
Глаза лягушек часто называют удивительными.Почему?
Во-первых, их масса в 2 раза превышает массу мозга!
Во-вторых, глаза участвуют в проглатывании пищи.
В-третьих, принцип работы лягушачьего глаза используется при создании радиолокационных устройств(способны видеть только движущиеся предметы).

  БИОЛОГИЯ          ТЕХНИКА
                БИОНИКА
Язык прикреплён у лягушки «шиворот-навыворот»-недалеко от подбородка и покрыт клейкой слизью. Язык молниеносно выскакивает изо рта.У итальянской саламандры достигает жертвы всего за одну долю секунды, у жабы-аги за 0,03сек.
Лягушки достигают жертвы где угодно: перед собой, над собой и даже могут скакнуть вверх и лететь спиной вниз.Прыгают они уже с открытым ртом.Попадает добыча в рот целиком,хотя у лягушки на нёбе верхней челюсти более ста зубов(это костные бугорки).Пища смачивается слюной.
Сердечных сокращений 40-50 раз в минуту.Порция крови обегает тело за 7-11 секунд.
Орган слуха- барабанная перепонка и слуховая косточка-стремечко.
Земноводные – холоднокровные животные, темпиратура их тела зависит от темпиратуры окружающей среды.
Чем отличаются жабы от лягушек?
1. У жаб кожа сухая, у лягушек- влажная.
2.Способ передвижения .Жабы мелкими прыжками(задние ноги короткие и слабые), а лягушки большими прыжками до 7 м. и вверх до 1,5м.
3.Глаза.У лягушек зрачок круглый, у жаб – горизонтальный, а у чесночницы – вертикальный. 4.Икра.У лягушек собрана в комки, а у жаб вытянуты в шнуры.
  ЗНАЧЕНИЕ   ЗЕМНОВОДНЫХ.
- Служат пищей для многих животных и человека.
- Они сами питаются разнообразными организмами(насекомыми, слизнями, червями, могут съесть даже маленьких птенцов).
- Слизь кожных выделений содержит ядовитые вещества(батрахотоксины).У филомедузы это вещество в 11 раз сильнее чем морфин, а у колумбийской лягушки –древолаза Кокоа яд в 20 раз сильнее кураре.Это используют и охотники, и медики, и колдуны, и домохозяйки(для хранения молока).
- Служат объектом для науки, классическим подопытным животным(памятники лягушкам есть в Париже и Токио.
- Многих представителей земноводных держат в аквариумах и террариумах – для красоты.

А что Вам говорят такие словосочетания, как «Царевна-Лягушка», или «Лягушка-путешественница». «Дюймовочка» или «Поднятая целина», где дед Щукарь решил накормить колхозников французским деликатесом- супом из лягушачьих лапок? А сказка-притча о двух лягушках попавших в крынку с молоком?

А теперь внимание:
У лягушки есть одно качество, которое нам очень и очень интересно именно с точки зрения бионики и именно в 21 веке.Пока мы его не можем использовать, но какие неограниченные возможности для расселения человека это открыло бы в перспективе! Это принцип кожного дыхания.
Ведь необязательно человеку менять кожу, можно использовать полупроницаемые мембраны для извлечения растворённого кислорода для подводных жителей-АКВАНАВТОВ.

   
  СПАСИБО ЗА УРОК!