Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 12"

Главная
Новости
Нормативные документы
Официальные документы bus.gov.ru
Образование
Педагогический состав
Аттестация педагогических работников
Воспитательная работа
Методическая копилка
Государственная итоговая аттестация
Антитеррор
Доступная среда
ГТО
Школа юного журналиста
Мероприятия
Классы казачьей направленности
Презентации
Школьный музей
Полезные ссылки
Страничка доверия
Противодействие коррупции
Контакты

«Здоровый образ жизни - залог будующего здоровья»

Практическое занятие:  Самооценка текущего состояния здоровья по результатам анализа объективных и субъективных показателей.
 
Цель: оценить состояние  здоровья используя субъективные и объективные  показатели функционального состояния  организма.
 
Оборудование: весы для измерения массы тела, секундомер.
Пояснительная записка Состояние здоровья организма наиболее полно определяется при квалифицированном врачебном  контроле. Однако существенным дополнением к нему может быть самоконтроль текущего состояния здоровья, который позволяет своевременно выявлять имеющиеся отклонения. К объективным показателям функционального состояния здоровья относят морфологические ( рост, масса тела  ) и  функциональные: ЧСС ( частота сердечных сокращений),  ЖЕЛ( жизненная емкость легких), частота дыхания,  мышечная сила , температура  тела. К субъективным характеристикам жизнедеятельности организма относят :самочувствие,   работоспособность , сон, аппетит, настроение ( психоэмоциональное  состояние).Работа включает наблюдение и анализ самочувствия , измерение массы тела, самооценку основных показателей функционального состояния организма , функционирования сердечно-сосудистой системы.
 
   
  ХОД      РАБОТЫ
1. Определение  функционального  состояния  организма  по состоянию  кожных покровов и их образований ( волос, ногтей ).
1.Осмотрите свои кожные покровы , язык. В норме кожа должна быть гладкой , эластичной  .Отсутствие  шелушения, зуда, пигментных пятен  говорит о её хорошем состоянии. Язык должен быть влажным ,розовым ,без белого налёта.    Если ваша кожа и язык соответствуют описанным выше требованиям, поставьте в таблицу «Самооценка состояния здоровья» в соответствующую         колонку балл (+1).   Если кожа у вас сухая  , шелушится  на некоторых участках,  ощущается зуд, а  язык сухой и покрыт белым налетом, то поставьте в таблицу балл  (-1).Причинами нездорового состояния кожи могут быть неполноценное питание ( недостаток витаминов и  минеральных веществ в пище), раздражение кожи одеждой и средствами личной гигиены, не соответствующими гигиеническим  требованиям, а также нарушения обмена веществ, нарушение работы желез внутренней секреции. Субъективные и объективные показатели, которые характеризуют функциональное состояние как промежуточное между здоровым и нездоровым, оценивайте баллом(0).
 
   
2.Рассмотрите свои ногти. Ногтевые пластинки у здорового человека гладкие, прозрачные, без каких-либо наслоений, утолщений, пятен другого цвета (+ 1). Если ногти ломкие, слоятся, имеют пятна другого цвета, утолщения, можно говорить о некоторых функциональных нарушениях в вашем организме(- 1).  Причинами нарушения формы и состояния ногтей могут быть неполноценное питание, нарушение обмена веществ, а также поражение ногтей грибковыми заболеваниями.
 
   
3.Рассмотрите свои волосы. Волосы здорового человека гладкие, имеют естественный блеск, быстро расту.(+ 1).Если волосы ломкие, тусклые, с секущимися концами ,растут медленно, при расчесывании выпадают в большом количестве, можно говорить о заболевании кожи головы или общем заболевании и ослаблении организма. Балл(- 1).
 
   
2.Оценка самочувствия
Самочувствие отражает уровень духовных и физических сил человека, состояния его ЦНС. Это субъективное ощущение состояния организма человека и, главным образом,  его нервной системы. Если вы ощущаете бодрость, достаточно сил для выполнения какой-либо работы ,значит у вас хорошее самочувствие. Балл (+1). Если без особых причин часто испытываете усталость, выраженную слабость, угнетенное состояние - у вас плохое самочувствие. Балл (-1)
   
3. Определение работоспособности
Работоспособность  отражает состояние здоровья в целом и степень физического развития. Работоспособностью называют способность человека выполнять максимальное количество работы за счет значительной активности либо нервно-мышечной, либо нервно-психической системы на протяжении заданного времени с определенной эффективностью. Различают физическую и умственную работоспособность. 1.Высокая умственная работоспособность характеризуется высокой устойчивостью и концентрацией внимания, большим объемом внимания, высокой производительностью труда. Если дома при выполнении домашнего задания вы можете легко сосредоточиться, не отвлекаться на посторонние раздражители, пока не завершите работу, и при этом не ощущаете сильной усталости - значит у вас высокая умственная  работоспособность. Балл (+1). Если вы с трудом заставляете себя сделать домашнее задание, часто отвлекаетесь, не можете собраться с мыслями, быстро устаете, то у вас низкая умственная работоспособность(-1). 2.Определите свою физическую работоспособность.  Для этого в среднем темпе, без остановок выполните 10 приседаний. Отсутствие одышки указывает на хорошую физическую работоспособность и тренированность вашего организма. (+1). Присутствие одышки говорит о низкой работоспособности и тренированности (-1).
 
4. Сон
«Индикатором» состояния здоровья и переносимости выполняемой нагрузки является  сон. Сон – жизненно  необходимое, периодически наступающее функциональное состояние, занимающее у человека треть его жизни, одно из главных средств восстановления работоспособности. Во время сна происходят процессы накопления  энергетических запасов, необходимых для поддержания обмена веществ. Нормальным считается сон ,наступающий вскоре после того, как человек лег спать, достаточно крепкий , дающий ощущение бодрости и отдыха (+1балл). Признаки плохого сна: длительное засыпание, раннее пробуждение, пробуждение среди ночи. Такой сон не дает ощущения бодрости и отдыха. Если у вас плохой сон, поставьте балл (-1балл) .
 
5. Настроение
Настроение ( или психоэмоциональное  состояние ) - одно из субъективных показателей функционального состояние организма , особый вид чувственного восприятия окружающей среды через функциональные структуры ЦНС. Подумайте,  какое настроение для вас обычно характерно.  Если вы жизнерадостны, увлечены какой-либо деятельностью ,в любой жизненной ситуации надеетесь на лучшее- для вас характерно приподнятое настроение. Балл  (+1).Если вы часто испытываете отчаяние ,скуку, печаль, страх в тяжелых жизненных ситуациях, тогда для вас характерно подавленное настроение (-1).
 
6. Аппетит
Один из признаков нормальной жизнедеятельности – аппетит – особое эмоционально-психическое состояние, связанное со стремлением к потреблению пищи. Если у вас хороший аппетит (+1). Если у вас плохой аппетит (-1).
 
7. Состояние иммунитета
Основные     показатели здоровья человека - высокий иммунитет и способность организма адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды. Если вы болеете редко, переносите заболевания без осложнений, быстро выздоравливаете, можете устоять перед  болезнью даже во время массовых эпидемий , можно говорить о том что у вас высокий иммунитет. Балл (+1).Если вы болеете часто (более 2 раз в год) ,подвержены  простудными заболеваниям при малейших изменениях погоды, процесс выздоровления длителен, значит, у вас низкий иммунитет (-1). В том случае, если вы не можете отнести себя к группе людей с сильным иммунитетом  и к группе с ослабленным  иммунитетом, поставьте балл (0).
 
8. Оценка адаптационных возможностей
Если изменение погоды не отражается на вашем самочувствии , отсутствуют ощущение тяжести в теле, головная боль в ненастную погоду ,а также если вы легко переносите поездки в любом виде транспорта - можно предположить , что ваш организм быстро и легко приспосабливается к изменениям условий окружающей среды, функционирует в соответствии с этими условиями. У вас высокие адаптационные возможности.    Балл ( +1). Если при изменении погоды вы чувствуете себя разбитым, ощущаете сонливость, головную боль, кроме того, если вы плохо переносите поездки в транспорте (тошнота, головокружение)- можно говорить о низких адаптационных возможностях. Балл (-1).
 
9. Определение массы тела
Для контроля массы тела удобно использовать индекс Брока . Должная масса тела (кг)=рост(в см)-100+_5кг. Если ваша масса соответствует параметрам индекса Брока, поставьте балл(+1).
Если масса тела избыточна(превышает значения должной) или недостаточна(меньше значения должной массы),поставьте балл(- 1).Избыточная или недостаточная массы тела свидетельствуют о нарушениях функционального состояния различных систем органов, обмена веществ , неправильном образе жизни.
 
  ОТЧЕТ   О   РАБОТЕ
1.РЕЗУЛЬТАТЫ  самооценки функционального состояния организма внесите в таблицу.
Показатели функционального состояния организма Оценка в баллах
1  .состояние кожи  
2.  состояние ногтей  
3  .состояние волос  
4  .самочувствие  
5.работоспособность умственная  
6. работоспособность физическая  
7. сон  
8. аппетит  
9.настроение  
10. состояние иммунитета  
11. адаптационные возможности  
12 .масса тела  
СУММА  БАЛЛОВ  
 
2.Подсчитайте общую сумму баллов и сделайте вывод о состоянии вашего здоровья по следующим  критериям: а) сумма баллов от +10 до +12 – высокий уровень здоровья; б ) сумма баллов от +6 до +9 – средний уровень здоровья; в) сумма баллов меньше +6 – низкий уровень  здоровья. После выполнения данной практической работы подводятся
 
ИТОГИ : определяется доля детей в классе с высоким, средним и низким  уровнем здоровья. Полученные результаты позволяют учителю актуализировать данную проблему, поставить перед классом проблемные вопросы: как можно улучшить состояние здоровья; какой образ жизни будет способствовать сохранению и укреплению здоровья? Учащиеся еще не могут дать полные правильные ответы на них. Поэтому в ходе беседы необходимо отметить, что управлять своим организмом с целью улучшения состояния здоровья может только тот человек, который знает особенности строения и функционирования систем органов, факторы, укрепляющие и ослабляющие здоровье ,правила личной гигиены. Эти необходимые каждому человеку знания помогут существенно улучшить качество здоровья. Таким образом ,данная практическая работа позволит учителю обратить внимание учеников на свое здоровье, показать важность изучаемого на уроках биологии материала для сохранения и укрепления здоровья, сделать изучаемый материал личностно значимым. Ученикам  у  которых уровень здоровья оказался ниже среднего, можно предложить комплекс упражнений по укреплению здоровья.